Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Николай Чернотицкий: «У меня есть требование: подавать информацию согласно стандартам журналистики»

871

О реформах на канале UA:Сумы, журналистских стандартах и работе без «джинсы» рассказывает генеральный директор Николай ЧЕРНОТИЦКИЙ.
Юлия Левковская
r.: Сейчас у UA:Сумы отличная репутация. Но так было не всегда. С чего начались перемены?
Николай ЧЕРНОТИЦКИЙ: Я пришел в компанию 17 апреля 2014-го, уже после революции. Это был переходной период для канала: часть журналистов ушла вслед за бывшим директором, часть еще оставалась. Вначале я вникал в работу: как работают техническая составляющая, финансовая составляющая, производственный процесс. Через два месяца после завершения конкурса со мной был подписан контракт. Я понемногу начал формировать свою новую команду. Пригласил Наташу ГОРДУС, которая в то время работала в мэрии. Я предложил ей стать директором департамента телевидения. У нас был договор: я не вмешиваюсь в творческую составляющую, даю ей полную свободу действий и готов всячески поддерживать. Но у меня есть требование – подавать информацию согласно стандартам журналистики.
Но мы не только ломали старое и вводили новое. Если программа достойная, как «Кавовий клуб» Оксаны КИРИЛЕНКО, то она существует до сегодняшнего дня.
На радио я пригласил Евгения ЧИЖА, у которого огромный опыт работы на различных сумских радиостанциях. Отлично, что у нас работает Елена АДАМЕНКО. На мой взгляд, она лучший «расследовательный» журналист в нашем регионе. Сейчас только на нашем канале существует программа, посвященная журналистским расследованиям.
r.: Какие важные шаги были предприняты?
М.Ч.: Я считаю, что важным и правильным шагом стало формирование экспертного совета. В него вошли Алла ФЕДОРИНА, Алла ЯРОВАЯ, Владислав ИВЧЕНКО, Александр ТАКУЛ, Раиса СТОЯН, Владимир САДИВНЫЧИЙ. Они просматривали эфиры, говорили, что получается хорошо, а что нужно делать по-другому. «Телекритика» мониторила наш ресурс, и мы показали высокие результаты касательно журналистских стандартов. Вследствие этого в июне 2015-го я вошел в делегацию study visit в королевство Бельгия. У нас была возможность увидеть, как функционирует вся их система: мы посетили их общественное телевидение, их регулятор, парламент. А уже в октябре совет Европы совместно с тогда еще ГО «Телекритика» оплатил двух тренеров компании “Интерньюс-Украина” (Киев) – Игоря КУЛЯСА и Александр МАКАРЕНКО. На протяжении десяти дней они проводили тренинги по журналистским стандартам и по технике журналистского репортажа. После этого мы концептуально поменяли подход к изготовлению новостей. У нас пять выпусков в день, и наши новости выходят исключительно в прямом эфире. Мы отказались от популярной практики готовить итоговый выпуск, а после крутить его на протяжении суток. Да, дневные блоки новостей длятся всего несколько минут, зато зритель получает свежую информацию. А еще в прямом эфире выходит двухчасовое утреннее шоу. Оно бодрящее, молодежное и максимально задействует социальные сети. Максимальный интерактив. Часть контента после объединения мы получаем от UA 1, часть – обмен между другими филиалами. Стараемся максимально реагировать на те запросы, которые появляются у телезрителя. В этом году я и Галина СМИРНОВА (офис Совета Европы) представляли национальную телекомпанию Украины в Болгарии. Мы рассказали о процессе реформирования системы телевидения, который проходит у нас сейчас. Как результат осенью должна пройти серия тренингов тренеров от Circom по журналистским расследованиям для национальной телекомпании Украины и ее филиалов. Финансирование на себя предварительно берет Совет Европы.
r.: Николай, удается ли Вам быть в стороне от творческой кухни?
Н.Ч.: На мне, как на менеджере, больше завязана вся административная работа. К примеру, каждый день «новостийщики» проводят совещание, на котором они разбирают уже вышедшие новости.
К моему же совету они могут прислушаться, а могут и нет – он не является определяющим. Принимает решение журналист и главный редактор, что и как показывать, ну и, соответственно, несут за это ответственность. Сейчас у нас начальником отдела новостей работает Рита ЕРМАК, которой 22 года, а начальником телевидения работает Юлия МАРКОВСКАЯ, которой 25. Они, несмотря на свой юный возраст, достойно справляются с данной работой. Нам действительно удалось все перестроить по-новому. Даже если поступает звонок из областной администрации или областного совета о том, что у них мероприятие, мы едем только в случае, если происходящее представляет информационный интерес для нас.
r.: Однако не все так безоблачно, ведь есть и проблемы?
Н.Ч.: Конечно, это финансирование, техническая часть и бюрократия. Никто не говорил, что будет легко. Реформа идет. В октябре 2016-го будет создано ПАО «Национальная общественная телерадиокомпания Украины». С 1 января 2017-го мы получим финансирование согласно закону про общественное вещание. А это 1,2 млрд грн. против 650 млн грн., которые нам выделили в этом году.
r.: На UA:Сумы вообще отсутствует джинса…
Н.Ч.: Все просто. Мы не являемся классическими бизнесменами. У нас есть поддержка налогоплательщиков и, по моему мнению, просто преступление – людям за их же деньги крутить джинсу. Если кто-то хочет заказать сюжет, мы его маркируем как рекламу. В этой ситуации зритель понимает, что этот материал подготовлен не в соответствии с журналистскими стандартами. Все журналисты предупреждены, что, если кто-то сделает заказной материал и он выйдет в блоке новостей — этот человек больше работать у нас не будет. Существуют правила и та репутация, которую мы заработали за эти два года. Она дорого стоит. Это не репутация одного человека, а всего канала и той команды, которая давала нам тренинги. Мы первые, кто получил логотип ua. У других филиалов этого нет. Это очень почетно и стоит того, чтобы это ценить. Ведь по духу мы отвечаем этим стандартам.
r.: Николай, Вы делаете упор на молодую команду?
Н.Ч.: Да, у нас все журналисты – это молодая команда. Технические работники практически не поменялись, но та работа, которую они делают, не влияет на контент. Оказывается, легче брать молодых, вместе с ними учиться, расти, чем пытаться переломать, переучивать людей с опытом.
r.: Какой Вы видите концепцию развития канала?
Н.Ч.:: Сегодня президент подписал изменение к законодательству, которое позволит разблокировать реформу общественного. Я очень надеюсь, что в октябре-ноябре этого года мы выйдем на всеукраинское публичное акционерное общество и реформа будет доведена до конца: будут избраны глава правления и члены правления.
Сейчас в других филиалах идет сокращение, которое я бы назвал оптимизацией. Мы же у себя делаем акцент на обучение. К примеру, в этом голу во Львове прошел медиафорум, который от нашей компании посетили пятеро молодых журналистов. У них была возможность многому научиться, было запущенно множество секций касательно журналистики. К тому же они могли пообщаться со своими коллегами из других городов и признанными мэтрами. Мы должны повышать свою квалификацию постоянно. Как говорил Льюис Керрол: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Нам необходимо постоянно думать о доверии зрителя к нашему каналу. Люди должны знать, что только на общественном телевидении могут получить правдивую информацию, подготовленную в соответствии со стандартами журналистики.