Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

На что нужно обратить внимание, выбирая моторное масло

209

Значение моторных масел для двигателей внутреннего сгорания невозможно переоценить. “Не подмажешь, не поедешь” — эта пословица в отношении моторных масел работает не в переносном, а в прямом смысле.

Главные требования к моторным маслам: высокие противоизносные, антикоррозионные, моющие и другие свойства, отличная текучесть при низких температурах и постоянство масляной пленки при высоких, стабильность характеристик при любых нагрузках на двигатель и при любых температурах, оптимальный интервал замены масла и т.д.

Моторные масла классифицируются по двум категориям:

– по составу основы масла,
– по температурному режиму их использования.

Рассмотрим по порядку все виды моторных масел.

По составу основы моторные масла делятся на минеральные, синтетические и полусинтетические. Основой масла является первичный продукт переработки сырой нефти. В минеральных маслах эта основа натуральная, практически первозданная, вобравшая в себя весь набор свойств, содержащихся в нефти. Отсюда отличительная характеристика минерального масла — его высокая вязкость и, соответственно, низкая текучесть. Поэтому эти масла часто используются для двигателей старше 10 лет, в которых порядком изношены детали и отсутствует плотное соединение между ними, что в итоге не позволяет заливать в двигатель масло с высокой текучестью. В новых двигателях минеральные масла используются реже. Основная причина — нестабильность физико-химических свойств таких масел (в частности, непостоянство масляной пленки), которая проявляется при частой смене режимов работы двигателя: в момент его запуска, движения автомобиля и остановки. В процессе таких изменений в двигателе меняется температура, скорость трения и прочие условия эксплуатации. Это не может не сказаться на характеристиках моторного масла. Минеральное масло, основой которого, как мы уже сказали, является нефть, не способно устоять перед перед такими частыми сменами режимов работы двигателя и вынуждено изменяться. При выключении двигателя масло становится гуще, а при увеличении оборотов, когда вырастает сила трения, температура масла увеличивается и оно становится более текучим.

И тогда на помощь приходят синтетические моторные масла, которые обладают необходимой стабильностью характеристик при разных нагрузках и температурах, а именно: низкой вязкостью и высокой текучестью. Эти свойства масла достигаются благодаря иному способу его получения: синтетическое масло изготавливается путем химической переработки (синтеза) продуктов перегонки нефти. Стабильность характеристик и большой срок эксплуатации минеральных масел — преимущества, объясняющие их распространенное применение в современных двигателях внутреннего сгорания.

Поскольку минеральные масла — вещь дорогостоящая (поначалу они вообще были не по карману автомобилистам и использовались исключительно в авиации), были созданы полусинтетические моторные масла, являющиеся смесью минеральных и синтетических масел. Благодаря тому что основа в “полусинтетике” минеральная (50-70%), удалось снизить его цену по сравнению с синтетическими маслами, а благодаря наличию в нем синтетических добавок — эффективность и стабильность характеристик полусинтетического масла несколько выше, чем у минерального.

Стоить отметить, что к синтетическим и полусинтетическим маслам сегодня также относят и масла, изготовленные с помощью метода гидрокрекинга. Суть этого метода заключается в следующем. На первом этапе масло, полученное из нефти, подлежит первичной очистке от содержащихся в нем вредных веществ (азота, серы, битумных веществ, парафинов и т. д.). Затем масло подвергают более тщательной очистке методом крекинга, в основе которого лежит разрыв молекул нефти и перестройка их на более короткие молекулы с последующим их гидрированием (насыщением водородом). Отсюда название этого метода — гидрокрекинг. У него есть как сильные, так и слабые стороны. Последние обусловлены тем, что в процессе гидрокрекинга из масла удаляются вместе с вредными примесями и часть полезных, из-за чего в масле уменьшается смазывающая способность, в нем появляется опасность возникновения нагара и коррозии, температура замерзания повышается, а процесс старения происходит быстрее, чем у синтетических масел. Чтобы компенсировать потерю полезных свойств и улучшить параметры гидрокрекингового масла, в него добавляют специальные присадки.

По температурному режиму использования, согласно классификации SAE (Society of Automotive Engineers – “Сообщество автомобильных инженеров”), моторные масла разделяются на летние, зимние и всесезонные. Опознать тот или иной вид моторного масла можно по маркировке на упаковке.

Если обозначение в виде цифры, то это летнее масло, например SAE 40. Основа летних масел может быть как минеральной, так и синтетической.

Если маркировка в виде цифры и буквы “W” за ней, например “10W”, то это зимнее масло. Причем цифра “10” в данном примере означает, что масло может эксплуатироваться до температуры -30 °С” (для сравнения масло с маркировкой “0W” пригодно до -40 °С). Основа большинства зимних масел синтетическая.

Если указано обозначение в виде последовательности “цифра – буква “W” – цифра”, например, “5W40”, то перед вами внесезонное масло. Это, как правило, синтетическое или полусинтетическое моторное масло.

Рассмотрим несколько подробней, какими характеристиками обладает масло 5W40, раз мы нем уже заговорили. Итак, масло 5W40 синтетическое, внесезонное, наименьшая температура, при которой масло может применяться — -35°С. Благодаря наличию в масле высокоэффективных присадок оно обладает замечательными эксплуатационными характеристиками, главным из которых является способность сохранять необходимую вязкость и текучесть в условиях интенсивного движения автомобиля и напряженных режимов работы двигателя. Это масло также характеризуется низким коэффициентом трения, высокими противоизносными и антиокислительными свойствами, облегчающими работу двигателя при заправке топливом низкого качества. Наконец, моторное масло 5W40 способно повышать эффективность работы системы очистки выхлопных газов. Если вы неравнодушны к природе и вас волнуют проблемы загрязнения окружающей среды, то, возможно, данное достоинство масла 5W40 станет для вас решающим аргументом в пользу его покупки.