Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Маленькие украинцы

303

Как для августа – очень жарко. И нестабильно. Ничто так не влияет на самочувствие, как непостоянство погоды – это тоже присутствует в избытке. Плюс высокая влажность в наших северо-восточных просторах, не зря же финно-угры называли эту местность «водным местом» (сумы, суоми). Словом, наверное, специфические и неблагоприятные, пусть и не очень заметные глазу климатические условия сказываются на характере аборигенов, т.е. нас с вами, внося в него не свойственную северянам вспыльчивость и некоторую опрометчивость в поступках. Ну и расположение, конечно. На эту мысль натолкнула работа сумского ученого-историка с европейским именем Виктора Звагельского – мы всегда находились и находимся на перекрестке множества важнейших дорог между разными цивилизациями, оттого и характер у людей здесь такой: прикордонный, скрытный. Но не было б границы – неизвестно, чем бы треть населения Сумщины кормилась последние двадцать лет.
Так прошлое стало закономерным источником дохода для настоящего.
Людей в ридном сити – чуточку, все пытаются в эти августовские дни отдохнуть как следует и набраться сил перед долгими осенью и зимой. Эх, насколько бы пропорционально жизнерадостнее стали наши люди, если бы количество солнечных дней увеличилось и осень начиналась не в октябре, а в середине ноября, зима – под Новый год, а весна – сразу в марте! Но этого нам, увы, никакое глобальное потепление дать не может.
Вузы заканчивают прием заявлений от абитуриентов. Современное украинское образование – печальная история. Печальная даже не столько для сегодня, сколько для завтра, потому что воспитание и образование – это те сферы, в которые стоило бы вкладывать ресурсы в первую очередь. И начинать нужно отнюдь не с вузов – начинать нужно с детских садиков, потому что именно там – передовая, самый первый фронт борьбы за жизнеспособность государства. И вопрос даже не столько в том, что детских садиков не хватает, что они заполнены, хотя это, к сожалению, огромная проблема, и часто ребенка запустить в космос легче, чем устроить в детсад; главный вопрос в том, что происходит внутри детских садиков. Изменилось ли что-то со времен советской педагогики, насколько там современны условия и методы воспитания? Говорят ли воспитательницы на украинском языке? А, главное, каковы взаимоотношения между воспитателем и ребенком: они по-прежнему носят приказательный характер, или формируется другая модель взаимодействия, более демократичная и не ломающая личность и «я» ребенка? Моя хорошая знакомая, одесская журналистка Зоя Казанджи, внук которой ходит в детский садик в Канаде, выложила в социальной сети лист-отчет, который получает каждый день каждый родитель. Что ел ребенок, как спал, что учили, как реагировал, плакал или нет – словом, грамотно составленная табличка, информацию из которой всегда жаждет знать любой родитель не только в Канаде. Да, забыл сказать: там три воспитателя и пятнадцать детей в группе – обычный государственный канадский детский садик. У нас, конечно, и детей больше, и отчетность направлена не на родителей, а на всевозможные управления, и оплата труда и социальная защищенность воспитателя (школьного учителя) находится совсем на другом уровне.
Вот здесь – самое главное, вот сюда – в обучение, в развитие, перепрофилирование и т.д. воспитателей и школьных учителей – государство должно вложить свой ресурс. Потому что это – тот золотой фонд, который должен ковать и выдавать на-гора хорошо образованных и психологически подготовленных к жизни детей и подростков. Без хороших квалифицированных воспитателей, профильных педагогов (музыка, танцы, детские тренеры), школьных учителей страна обречена на стремительный провал уже в ближайшие двадцать-тридцать лет, пока не уйдут старые кадры. В итоге на выходе мы получим недоучек и плохих специалистов, которые в университетах даже не знают названия своей дипломной работы, потому как купили ее подготовку и сдачу у преподавателя за каких-то 400 долларов. Все это происходит здесь и сейчас и является прямым следствием гигантской стратегической ошибки, которую допускали все президенты и все министры, но с особым цинизмом эксплуатирует нынешний.
Нужно сделать профессии воспитателя и учителя престижными и конкурентоспособными на рынке заработной платы, изгнать коррупцию из дошкольных и школьных учебных заведений, выстроить учебные процессы по лучшим стандартам, не забывая, что качество советского образования (я не говорю об удушливой атмосфере детского садика или школы, именно о качестве!) было одним из лучших.
Но кого ценит наш законодатель? Прежде всего – самого себя. Средняя пенсия народного депутата (даже если им ты был единожды) – свыше 15,5 тыс. грн. Сомнительная щедрость, учитывая качество законов и уровень принятия решений народных избранников. Всего в Украине сегодня 1019 нардепов-пенсионеров. Слов нет, товарищи! Как их прокормить, эту ораву?! За что?!
Смотрим дальше, «…кто более матери-истории ценен»: судьи-пенсионеры количеством 1419 человек получают в среднем пенсию 7 795 грн., т.е. около одной тысячи долларов. Хорошо, судья – тяжелая работа, хотя и неблагодарная в нашей стране. Я бы некоторых судей заставил пенсии выплачивать из своего кармана учителям лично, к одному судье прикрепить двух учителей – было бы справедливо. Далее в любимцах пенсионной Фортуны – прокуроры, кто бы сомневался, вот кого уважает государство и не дает поехать по миру на «Жигулях», а только исключительно на дорогих иномарках – 6 145 прокуроров-пенсионеров получают среднюю пенсию 6 684 грн. Не остались забытыми и работники одного из самых «бедных» ведомств Украины – таможни. Средняя пенсия таможенника – 4441 грн.
И в то же время 79 276 пенсионеров-учителей получают в Украине среднюю пенсию в размере 1120 грн. Это ответ на все наши вопросы о возможном и невозможном будущем государства.
Такое отношение к людям, от которых зависят, скажем так, знания поколений, – катастрофа.
Мы почувствуем ее критические признаки не сразу, а по чуть-чуть. Сейчас с проблемой вплотную соприкасается производство и бизнес, но их жалобы, прежде всего, – на квалификацию выпускников и соискателей рабочих мест. Но самые мудрые руководители уже давно отмечают самое важное: наша система воспитания и обучения (это относится и к семье; возможно, к семье – в первую очередь), начиная с детсада и заканчивая вышем, готовит несвободных людей с огромными, ничем не подкрепленными претензиями. Мой покойный дедушка называл их иждивенцами. Это касается не всех детских садиков и не всех школ, конечно, и уж тем более, не всех вузов и всех молодых людей, но сейчас мы отмечаем тенденцию, не более. Особенно учитывая, что через двадцать лет количество работающих и количество пенсионеров в Украине сравняется. Вы представьте, сколько к тому времени здесь будет пенсионеров-депутатов, судей, прокуроров, и какие пенсии они будут получать?
Будьте бдительны, до новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна. И самое важное – дети ни в чем не виноваты, их монтируют в систему и подвергают обработке – подрастая, они думают, что так и надо, что это и есть правильно! Маленького украинца нужно спасать уже сейчас, уже вчера. Но кто?!