Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Личность исторического масштаба

191

Уроженец Сумщины Дмитрий Чечулин украсил своими зданиями пол-Москвы

Народный архитектор, академик, Герой Соцтруда оставил после себя здания, подземные дворцы, набережные и гостиницы.

Самородок из провинции

Дмитрий Николаевич Чечулин родился в 1901 г. в семье заводского мастера в г. Шостке Сумской области. Правда, по стопам отца юноша не пошел. Мальчик с раннего детства любил рисовать какие-то необычные дома, храмы, торговые лавки. И еще ему очень нравилось «чертить в стол». Глянет на старинную постройку, а затем набросает ее схему по-своему. Отец увлечению сына не препятствовал. Сказал, если считает, что «рисования» смогут в будущем прокормить и кому-то принести пользу, пусть дерзает.

В начале 20-х гг. паренек отправился в Москву и, без особых проблем поступил на архитектурный факультет знаменитого ВХУТЕМАСа. Но первый год студенческой жизни показался скучным. Чего-то юношеской душе, стремившейся сразу к большому делу, недоставало. Со второго курса он без колебаний перешел (точнее, был приглашен) в мастерскую знаменитого советского зодчего, академика архитектуры А. В. Щусева, известного прежде всего как автор Мавзолея В. И. Ленина. Для Дмитрия Чечулина «переход в другой класс» оказался судьбоносным.

Первый блин

В то время Щусев занимался строительством в Москве Казанского вокзала по собственному проекту и оформлению архитектурного ансамбля площади В. Маяковского. Для Чечулина, который чуть ли не ночевал на новостройках, это стало профессиональной школой мастерства. Современники вспоминают, что маститый академик, высоко оценив способности молодого человека, вскоре сделал его своим первым помощником.

Примерно в то же время Дмитрий Николаевич, как уважительно стали называть Чечулина коллеги, успел заявить о себе. По его функциональным проектам в стиле конструктивизма конца 20-х — начала 30-х гг. были построены современные больничные комплексы в Куйбышеве, Воронеже, Брянске, Дзержинске и Архангельске. О Дмитрии Чечулине заговорили как о перспективном архитекторе. Он это подтвердил еще раз, когда вместе с А. Ф. Жуковым в 1931 г. получил на конкурсе первую премию за оригинальный проект будущего грандиозного Дворца Советов в Москве, обойдя многих маститых архитекторов.

Не все коту масленица

В дни, когда весь мир неусыпно следил за тем, как советские летчики полярной авиации в экстремальных условиях Арктики вывозят со льдины экипаж и пассажиров затонувшего «Челюскина», Дмитрий Чечулин предлагает авторитетной комиссии социально значимый проект многоэтажного здания управления Аэрофлота на площади Белорусского вокзала. Углы высотной части «авиационного дома» были скруглены — так у нас еще не строили. Но в 30-е годы проект реализовать не удалось. Чечулин мудро отложил его «в стол» до лучших времен.

Метростроевец

Станции метро Дмитрий Николаевич тоже проектировал. Во время работы над проектом станции «Комсомольская» на самой первой линии метро Чечулину вместе с художником Лансере удалось добиться редкого синтеза классической «дворцовой архитектуры» и монументальной живописи. А станция неглубокого заложения «Киевская радиальная» (Филевская линия), по которой пошли первые поезда 20 марта 1937 г. Тоже ведь необычно и красиво получилось во время совместной работы с инженерами-конструкторами Л. В. Воронецким и Н. А. Кабановым. В итоге «Киевская радиальная» представляет собой колонную трехпролетную станцию, где путевые стены снизу отделаны красным мрамором, а сверху облицованы глазурованной керамической плиткой. Сами колонны — из полудрагоценного оникса, капители колонн декорированы лепниной в виде колосьев пшеницы. Под потолком — яркие люстры в оригинальных плафонах. А еще были удачные решения для станций Московского метрополитена «Охотный Ряд», «Динамо», проекты которых тоже предложены Дмитрием Чечулиным.

Руководитель-творец

Когда академик Щусев окончательно отошел от дел, его мастерскую №2 возглавил Чечулин. Не прошло и двух лет, и Дмитрий Николаевич получает новое, более высокое назначение — руководителя всех проектных мастерских Моссовета. А тут — Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Но известный архитектор из «номенклатурной обоймы» не эвакуировался. Он предложил создать и сам же возглавил т. н. городскую роту инженерной разведки, которая тесно взаимодействовала с зенитчиками, охранявшими московское небо. В случае прорыва фашистских бомбардировщиков, что иногда случалось, «рота Чечулина» немедленно прибывала в разрушенный квартал и оказывала, как сейчас МЧС, профессиональную инженерно-техническую помощь при завалах зданий.

Ну а в честь окончания войны Дмитрий Чечулин вместе со скульптором Николаем Томским спроектировали и установили монументальный памятник «Триумф Победы» на путепроводе Ленинградского шоссе над железной дорогой Рижского направления. Наряду с этим по проекту Чечулина осуществлена и долгожданная реконструкция (с надстройкой) старого здания Моссовета.

Многогранный талант

В некоторых СМИ можно прочитать, будто послевоенная идея возведения в Москве комплекса высотных зданий в стиле ампир родилась в кремлевских кабинетах. Мол, кто-то высказался, кто-то поддержал интересную мысль, ну а там и товарищу Сталину якобы доложили. Но это не так. У автора идеи сооружения «высоток» вокруг гигантского Дворца Советов (доминанты) есть имя: главный архитектор столицы Дмитрий Николаевич Чечулин. Его это мысль. Только его. Один из таких домов он же сам и проектировал вместе с архитектором А. К. Ростковским. Это известное жилое здание «элитарного типа» на Котельнической набережной у реки Яузы.

Жилья Чечулин строил немного. Разве что на Ленинском проспекте. В этом смысле Дмитрий Николаевич больше «общественник». За его плечами — больничные комплексы по всей России, гостиницы «Пекин» и «Россия» (ее больше нет), концертный зал имени П. И. Чайковского, павильон Москвы и одноименной области на ВВЦ, наземные павильоны станций метро, устройство декоративных фонтанов, скверов, бульваров, набережных главного города России. Академик архитектуры Дмитрий Чечулин также очень много проектировал для восстановления улиц и зданий разрушенного войной Киева, а в далеком Пекине по проекту «самородка из Шостки» построен современный Радиодом.

«Лебединая песнь»

Своего рода лебединой песней большого мастера стал реализованный проект Дома Советов на Краснопресненской набережной. Сегодня он известен как «Белый дом», где располагается Правительство РФ. Строительство здания началось в 1965 г., но оно во многом стало воплощением задумки, над которой архитектор работал еще в 30-х, создавая многоэтажный комплекс Аэрофлота. Пригодилось! Само здание построено, как и задумал зодчий (в соавторстве с П. Штеллером, В. Мазуриным и Ю. Дыховичным за этот проект Д. Чечулин удостоен Ленинской премии), на основе металлического каркаса с его бетонированием для уменьшения нагрузок на основание. Композиция 20-этажного дома, облицованного белым мрамором и имеющего скругленные углы, строго симметрична и пирамидальна. Широкие лестницы всех парадных помещений ведут в сторону излучины Москвы-реки. Именно в здешних стенах в декабре 1981 г. проходил 1-й учредительный съезд Союза архитекторов РСФСР.
К сожалению, ни на торжественном открытии здания, ни на форуме отечественных зодчих руководитель мастерской №20 Моспроекта-1 Дмитрий Николаевич Чечулин не присутствовал не мог: большой мастер больших городских проектов скончался в августе 1981 г.

По ст. Г. Кирилловой («Московская перспектива» № 82, 20.08.2009)