Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Кошмар на Первомайке

1,590

Как и почему жена экс-главного милиционера города Юрия Забияки и К открыли в центре Сум автовокзал

 

В начале июля исполнилось три месяца с момента открытия автовокзала на ул. Первомайской. Несмотря на короткий срок работы, этот объект можно считать рекордсменом по количеству связанных с ним жалоб. Сначала – бунт перевозчиков и их нежелание заезжать на станцию; дальше – сбор подписей среди жителей пригородных сел, лишенных возможности удобно перемещаться по городу; потом – возмущение жителей ул. Первомайской, под чьими окнами ожидающие автобус пассажиры устроили сначала места для попоек, а потом и общественный туалет…

На каком этапе все пошло не так? Как идея пригородного автовокзала, в котором, без сомнений, нуждается город, трансформировалась в настоящий кошмар? Почему так случилось? Давайте попробуем разобраться с этим клубком проблем вместе.

Тяжелые будни

Сегодня с автовокзала ежедневно отправляется 322 маршрута, здесь работают 30 перевозчиков. Пассажиропоток, по словам начальника автостанции «Первомайская» Надежды АЛЕЩЕНКО, в среднем 2-2,5 тыс. чел. в день. Изначально на автовокзале было две кассы, однако не так давно установили еще одну, которая обошлась владельцу – ООО «Велес» – в 20 тыс. грн. Также на автовокзал вскоре будут подавать дополнительные мощности электроэнергии – сейчас он работает без кондиционеров, т.к в зданиях из-за перегрузки выбивает свет. Это, по информации собственников, еще несколько десятков тыс. грн. «Делаем все для того, чтобы пассажиры чувствовали себя удобно: поставили дополнительные лавочки, как только проведем свет – установим кондиционеры. В целом на станции работают 15 человек, однако два посадочных кассира не успевают проверять и обилечивать пассажиров – будем брать еще одного специалиста. Пользование туалетом для пассажиров с билетами, детей до 7 лет и ветеранов ВОВ – бесплатное. Будем и дальше улучшать сервис», – обещает Надежда Алещенко.

Словом, бизнес растет и обещает при правильном подходе расширяться – скоро зима; а у кого-то наоборот – дела пошли туго. Здесь же, в помещении автостанции, висит объявление, что с 30.06. больше не будет следовать автобус по маршруту Сумы-Радьковка. Начальник автостанции говорит, что он был экономически невыгодным, убыточным, к тому же люди нисколько не пострадают – там ездит автобус на Рыбцы.

Настроения пассажиров, ждущих автобусы на автовокзале, уже не такие негативные, как пару месяцев назад, – привыкли. Большинство ожидающих — пожилые люди или пассажиры с детьми, молодежи практически нет. 2-2,5 тыс чел на 322 маршрута – это всего 6-8 человек в маршрутке. Если посчитать, в среднем в автобусе около 20 сидячих мест, плюс стоячие места… Согласитесь, маловато будет, ведь сотни людей из близлежащих сел работают в Сумах. Только в с. Сад таких – около 900 человек, а в с. Чернетчина – 800. Так где же все эти пассажиры, как они ежедневно добираются в город?

И кому вообще нужен (удобен) такой автовокзал в центре города, если основная масса пассажиров сюда не идет?

Перевозчикам не нужен

«После открытия автовокзала на ул. Первомайской прибыль всех перевозчиков, работающих на пригородных маршрутах, упала как минимум вдвое», – говорит один из них, не пожелавший себя назвать. Причин – несколько, и все они сыграли злую шутку и с той, и с другой стороной. Первая и самая главная – нужно отдать автовокзалу 10% сборов с маршрутчиков плюс 14% стоимости билета для пассажира. К примеру, если билет стоит 5 грн., то это еще 0,75 грн. Эти деньги включены в стоимость билета за пользование помещением (лавочки, платформы, билеты в кассах, информация на стендах и т.д.). Вторая причина – увеличение километража. «Когда нам закрыли маршрут через центр и заставили ездить через Первомайскую – увеличилось расстояние. Понятное дело, что рано или поздно это отразится на стоимости билетов. Люди недовольны. Некоторые жалуются на нас: мол, это мы повышаем цену. Другие задают вопросы руководству города и области. В итоге все они доезжают на конечные остановки или в близлежащие села и там уже садятся в нужный автобус или, наоборот, заплатив 1,5-2 грн. вместо четырех, пассажиры подъезжают к городу и на конечных остановках садятся в нужный транспорт. Платят ту же сумму или даже больше, но это удобно. Заплатив 2 грн. и доехав на конечную остановку, они могут спокойно добраться на городской маршрутке в любой конец города. А мы можем их довезти только на автовокзал, да и то объездными путями, откуда, как известно, до нужной остановки еще надо добраться. Безусловно, всем городским перевозчикам это нравится, количество пассажиров у них возросло – мы же терпим большие убытки», – констатирует факты перевозчик.

Пассажирам не нужен

Сразу после того как новая автостанция заработала, на нее посыпались жалобы от жителей пригородных сел. Люди собирали собрания, подписи, обращались и к мэру, и к губернатору, описывали проблемы, связанные с проложенными маршрутами. Реакции – ноль. “Этот автовокзал однозначно построен не для людей. Если дождь – людям негде укрыться, то же происходит и в жару – укрытий никаких. В самом здании 3/4 занимают магазины. Нам приходят лишь отписки, а на то, что автовокзал построен с многочисленными нарушениями, что выезд налево без светофора, что двум автобусам там негде развернуться, никто не обращает внимания. Кто его принимал? Громада Сумского района намерена обращаться в прокуратуру с жалобами на то, что городская власть и органы, которые должны контролировать пассажирские перевозки, не выполняют своих обязанностей”, – рассказывает депутат Владимир БАЛИЦКИЙ. Позже все прелести, связанные с этим объектом, коснулись и города.

На июньской сессии жители ул. Первомайской хотели рассказать мэру о том, как они страдают из-за того, что каждый день по этой узкой дороге ездит больше 200 пригородных автобусов. Однако им слова не дали. А стоило бы выслушать своих избирателей: «Я несколько месяцев плохо сплю, поскольку с полшестого и до восьми вечера у нас здесь сборища: люди, бутылки, а как только стемнеет, общественный туалет устраивают. Утром выходила, ругалась, спрашивала у водителя, где он видел здесь знак остановки. И что в результате? Я вернулась домой вся на нервах, и водитель поехал такой же… Как нам быть, куда еще обращаться, чтобы на наши проблемы действительно обратили внимание?» – спрашивает Елена, живущая в этом районе. Не увидев интереса к этой проблеме или хотя бы элементарного сочувствия от властей и лично от мэра, люди решили, что просто так не отступят. Сейчас жители города и пригорода объединяют свои усилия. Одним словом, хотите войну – будет вам война.

Жителям Первомайской не нужен

На сессии горсовета, которая состоялась 19 июня, депутат горсовета Владимир СОЛОБАЕВ поднял вопрос о стоянии дороги на ул. Первомайской, отсутствии светофоров и пешеходных переходов, а также о других проблемах, которые появились в этом районе после открытия пригородной автостанции. Вместе с депутатом пришли и жители. Мэр их успокоил: «Ремонт дороги не закончен. От Садовой до Покровской претензии есть? Нет! Не будет и от Садовой до Баумана. В прошлом году не завершили ремонт: казначейство не пропустило 25 млн из 50 млн. грн. Ремонт на Линейной, Баумана, Первомайской и Засумской в прошлом году не сделали и будем выполнять в этом году. От Садовой до Баумана будет новая дорога в этом году. Средства и работы запланированы. Прошу не волноваться».

Уже на следующий день после сессии на ул. Первомайской, в районе пересечения с ул. Комсомольской, появились сотрудники КП «Дорремстрой» и стали засыпать самые большие ямы.

«За что боролись, на то и напоролись», – вздыхая, констатируют жители. Уже в течение первых дней стало понятно, что ямочный ремонт лишь усугубил ситуацию. Если раньше водители на некоторых перекрестках тормозили хотя бы потому, что ухабы плохо сказывались на состоянии автомобиля, то теперь их вообще ничто и никто не останавливает.

В то же время депутат и люди обратились в управление капитального строительства и получили официальный ответ от начальника Виталия ШИЛОВА, что капитального ремонта из-за отсутствия денег на указанном участке ул. Первомайской в 2013 г. не будет. Не дождетесь, люди, обещанных мэром благ.

ГАИ не нужен

Одной из первых инстанций, куда жаловались жители и где надеялись получить ответы на волнующие их вопросы, – ГАИ. Однако там либо молчание, либо ответ: “Это не в нашей компетенции”. Получается, не в их компетенции то, что автовокзал принят в эксплуатацию, хотя все автобусы ежедневно нарушают многочисленные правила дорожного движения: на ул. Первомайской в районе ул. Садовой и Комсомолской нет ни светофоров, ни даже элементарных, обустроенных по правилам пешеходных переходов. “Мы подготовили документ в ГАИ, где просим установить светофоры на перекрестках улиц Первомайская-Садовая и Первомайская-Комсомольская, принять меры по установлению дорожных знаков, ограничивающих транзит большегрузного транспорта, а также усилить контроль за водителями пригородных автобусов, которые останавливаются в неположенных местах», – говорит депутат горсовета и житель этого района Владимир Солобаев. Ответа пока нет. Ранее “r” также задавала городскому ГАИ вопрос о контроле за водителями пригородных автобусов. Мы получили тот же ответ: “Это не в нашей компетенции…”.

«Укртрансинспекции» не нужен

То, что все ссылаются на Укртрансинспекцию в Сумской области как на последнюю инстанцию, не очень радует ее сотрудников. «У нас есть плановые и внеплановые проверки. Да, была там (на ул. Первомайской. – прим. ред.), ситуация, когда гадили во дворах пассажиры, ожидающие автобусы. Мы стояли два дня, пошугали их – и все. Понимаете, у нас нет разделения на перевозчиков пригородного автовокзала, международного и межобластного, поэтому не могу сказать, сколько пригородных перевозчиков были оштрафованы. У нас на это нет ни полномочий, ни возможностей. На всю область в инспекции – всего лишь три бригады. Больше всего нас волнует безопасность людей и нелегальные перевозчики, мы выезжаем на все аварии. А почему мы должны быть крайними и исполнять роль дубинки в ситуации, где два частника не могут найти между собой общий язык из-за материального дохода? Наша инспекция существует не так давно. Половина законов в этой сфере еще не работают или являются недоскональными. Наверное, следует сделать то разделение, о котором мы сейчас говорим, но пока его нет», – говорит начальник УТИ Валерий КОВАЛЕНКО.

Даже Забияке не нужен – «так получилось…»

О том, почему сложилась такая ситуация и каковы пути ее решения, мы решили спросить у руководства автовокзала «Первомайский», а также в учредителей ООО «Велес». Поговорить с директором и одновременно одним из учредителей Виктором БЫЧЕНКО ни при встрече, ни в телефонном режиме не удалось: он всегда ссылался на свою занятость. Второй учредитель – Оксана ДУДКО. Кто она – неизвестно, кроме того что люди говорят, что она является родственницей бывшего прокурора города. Еще одним учредителем является Елена ЗАБИЯКА – как выяснилось, жена экс-начальника городской милиции, а сейчас – советника мэра, депутата горсовета («фракция мэра «Рідне місто») Юрия ЗАБИЯКИ. Все попытки поговорить с фактической учредительницей ООО «Велес» оказались тщетными – вместо этого Юрий Забияка предложил встретиться лично с ним:

«r»: Кем вам приходится Елена Забияка.- одна из учредителей ООО «Велес», построившего автостанцию на ул. Первомайской?

Юрий Забияка: Жена.

«r»: Как давно существует фирма «Велес»?

Ю.З: Даже не знаю.

«r»: Это предприятие – единственный бизнес Вашей жены?

Ю.З. Единственный.

«r»: А Вы представляете ее интересы?

Ю.З. Нет, конечно, там есть человек, который этим занимается.

«r»: В марте мы с Вами встречались в здании тогда еще не сданного в эксплуатацию автовокзала, Вы были там вместе с директором…

Ю.З. Интересно! Понимаете, это важный социальный объект для города, вот и интересуюсь.

Дальнейший разговор показал, что Юрий Забияка очень хорошо ознакомлен с ситуацией на автовокзале, даже в курсе, сколько стоит бокал пива в кафе. Депутат рассказал, что его очень волнует вопрос несанкционированных остановок в черте города, который поднимали жители ул. Первомайской. «Когда мы (от имени кого здесь говорит Забияка, вопрос интересный. – прим. ред) заявляем свое недовольство, все вокруг говорят: «О, это учредители, это они отстаивают свои интересы»! Так пусть хоть жители поднимают вопрос – может, на них обратят внимание. Представьте себе: есть случаи, когда приходит «пассажир» в кафе на автостанции, выпивает два бокала пива по 7,5 грн. и идет за угол, чтобы сесть там и сэкономить гривну. Это разве правильно?»

На вопрос, кто виноват, Забияка отвечает, что, если перевозчик не даст добро, никакой водитель нигде останавливаться не будет. Руководство фирмы встречалось с маршрутчиками, однако те на контакт не идут, говорят: «Где хотим, там и будем подбирать». «Лучше бы там стоянка была, не нужно ничего вкладывать, – делится бизнес-проблемами своей семьи депутат Забияка. – Получай свои две тысячи, и голова не болит. Но назад уже ничего не вернешь – теперь надо работать. Что касается места расположения на Первомайке, то мы тоже не горели желанием там строить – так получилось. Вот построили, а отдачи вообще никакой нет. Сами посудите, мы начинали – был определенный доход, добавили сто рейсов, а сумма осталась прежней. Пока соответствующие органы вроде «Трансинспекции» не будут ставить перевозчиков на место, до тех пор все останется по-прежнему. Пусть не 100%, хоть 80% нарушителей накажут, результат был бы налицо. Люди из пригорода не хотят идти на вокзал, а пассажиры Тростянца, Лебедина, Ахтырки – те бы с удовольствием к нам пошли», – рассказывает он.

В завершение Юрий Забияка делится перспективами этого нелегкого бизнеса: мол, в Сумах можно поставить еще несколько автовокзалов. И это, как ни странно, правда, потому что этот, на ул. Первомайской, никаких проблем не решает – по большому счету, он только создает новые.

По иронии судьбы, перевозчики тоже озвучивают идею создания нескольких автовокзалов: например, на главных выездах из города, там, куда людям удобно добираться с любой точки и утром, и вечером, а перевозчикам не надо объезжать бог знает какими путями.

А что делать с этим зданием автовокзала, теперь никто не знает: ни власти, выделившие землю под застройку, «удобную» ООО «Велес», но не столь удобную для пассажиров; ни те, кто явно лоббировал интересы вышеуказанной фирмы в горсовете; ни те, кто сейчас яростно защищает и застройщика, и автовокзал; и даже ни те, кто не реагирует на жалобы и просьбы людей. Такое ощущение, что, когда строили автовокзал, лоббировали место и планировали бизнес, не подумали хорошо. Это и понятно.

 

Жизнь замечательных депутатов

Шановні читачі! Ми починаємо нову і вельми цікаву, на наш погляд, рубрику, в якій будемо розповідати про життя та «подвиги» народних обранців. Так вже сталося, що останнім часом, куди не кинься, скрізь у скандальних темах стирчать вуха цих достойних мужів. Що характерно, до отримання мандатів ці люди, як правило, вели тихий спосіб життя і були мало помічені у якихось оборудках. Проте депутатське крісло та наближення до мера або губернатора відкрило для них нові безкрайні можливості для поліпшення свого матеріального становища.

Тож зустрічайте, перший наш «Герой» – Юрій Костянтинович Забіяка, екс-начальник Сумської міліції, чинний радник міського голови, який став депутатом за списками партії того ж Геннадія Мінаєва «Рідне місто».

Давайте познайомимося з його короткою біографією та дійсно блискучою кар’єрою, сповнену служінням суспільству.

Забіяка Юрій Костянтинович, радник міського голови м. Суми Мінаєва Г.М.

Народився 8 січня 1970 р. в с. Малий Вистороп Лебединського району Сумської області.

1985 р. закінчив 8 класів Попівської середньої школи Конотопського району та вступив до Київського річкового училища, яке закінчив у 1989 р.

1989-1992 рр. проходив службу у лавах ВМФ СРСР.

2000 р. закінчив Національну академію МВС України.

1992-2009 рр. працював в органах внутрішніх справ.

2005 р. – після помаранчевої революції переходить на роботу начальником Сумського міського відділу УМВС України в Сумській області. Ініціатором підвищення виступає Анатолій Кисиленко, один з акціонерів Сумського хлібокомбінату, на той час реально – найвпливовіша фігура у сумській владі.

Згодом після змін у керівництві МВС у Києві і на Сумщині лишився без посади. За час перебування на посаді сумська міліція не відзначилася якимось здобутками, однак сам Забіяка не гаяв часу, і ділянка землі біля Ковпаківського райвідділку на вул. Першотравненій біля штрафмайданчика, що використовувалася під нічну стоянку, була орендована ООО «Велес», в засновниках якої значаться Олена Забіяка, дружина начальника міліції, і Оксана Дудко, як кажуть, родичка екс-прокурора міста.

2009-2012 рр. – радник міського голови м. Суми Мінаєва. Відповідальний за «слизькі» питання і взаємодію з правоохоронними органами.

Жовтень 2012 р. – січень 2013 р. – директор КП “Муніципальна охорона”

Скандально відома структура, яку називали «Орли Мінаєва». Мер волів створити собі структуру щось на кшталт «орлів Гепи», свого харківського колеги, але з цього нічого не вийшло. Під чітким керівництвом Юрія Забіяки «орли Мінаєва» отримали купу скарг і карну справу на заступника Забіяки, який отримав півтора роки позбавлення волі за вимагання хабара у підприємця. Згодом структуру від гріха подалі розформували, а Забіяку у січні 2013 р. повернули на посаду радника мера. Забаганки мера і неспроможність Забіяки коштували міському бюджетові щонайменше 500 тис. грн.

І от тепер зрештою з’ясувалося, що за скандальним автовокзалом у центрі міста стоїть бізнес родини Забіяки.

Депутат Забіяка є членом постійної комісії з питань законності, взаємодії з правоохоронними органами, місцевого самоврядування, депутатської етики, регламенту та регуляторної політики.