Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Индокитай: путешествие по Юго-Восточной Азии в трех частях. Часть 1. Доброе утро, Вьетнам!

348

В 8.30 следующего дня мы, обгоревшие и ошеломленные солнцем и расстояниями, с сожалением покинули Хуэ, в котором так хотелось задержаться. Расстояние до следующего города – Дананга, небольшое, часа 3-4 езды на обычном автобусе, хотя можно и на железной дороге; поверьте, эта дорога – одна из самых живописных во Вьетнаме. В дороге, как водится, случилась остановка, и, спустившись к морю за автостанцией, мы попали непосредственно в рай. Красивейшая бухта, на лазурной воде которой покачиваются рыбацкие лодки, вдали виднеются утесы, выступающие в море, ярко-голубое небо. Мы замерли от неожиданной красоты, бросились лихорадочно фотографировать, но быстро бросили это занятие – и несколько мгновений было так удивительно тихо и хорошо, как редко бывает в жизни. Единственное, что портило картинку, – мусор на песке. Позже, в Начанге, мы познакомились с пожилой парой англичан из Шеффилда, которые проехали этот путь поездом. Судя по эмоциям, им тоже очень понравились пейзажи центрального Вьетнама.

Вообще-то мы хотели попасть в Дананаг, город, известный, прежде всего, музеем Тямской скульптуры и своим шестикилометровым общественным пляжем, одним из самых чистых в Азии. Там мы предполагали обосноваться и осуществлять поездки по местным достопримечательностям. Но пока мы обсуждали пейзажи и планы, судьба преподнесла нам сюрприз. Купив билеты до Дананга, мы вдруг оказались на тридцать километров дальше, в Хояне, небольшом курортном городке, за что и хотели бы поблагодарить судьбу в лице водителя. Потому что неизвестно, как бы все у нас сложилось в большом Дананге, но в небольшом уютном Хояне у нас все сложилось просто прекрасно. Мало того, что мы сэкономили благодаря своей же нерасторопности деньги на проезд, так еще и попали в прекрасную атмосферу одной из древних столиц империи вьетов.

Мы долго спорили, куда же все-таки приехали, но в итоге поинтересовались у недоумевающих бэкпекеров. «…Что за станция такая – Бологое иль Ямская? А с платформы говорят…», – так и у нас получилось.

Естественно, все пришлось решать на ходу, но от этого путешествие становится только интереснее. Устроившись в итоге за $12 в маленькой и очень жаркой комнатушке без окон, мы сразу же отправились на прогулку городом, решив, что Мраморные пещеры (буддистский монастырь) и музей Тямской скульптуры в Дананге мы посетим завтра, взяв напрокат скутеры.

Хоянь – город очень красивый, с сохранившимися практически в неприкосновенности старыми купеческими домами. Попасть туда можно, купив в любом турагентстве общий билет на все посещения. В этих домах до сих пор живут люди, наследники купцов-основателей, сохранив исторический дизайн и интерьер, посуду, мебель – словом, материю и дух тех веков. Снаружи старые купеческие дома выглядят не менее импозантно, чем внутри, и вызывают неподдельный интерес у туристов. Очень наглядный пример и урок для нас, как нужно сохранять, беречь и извлекать выгоду (как для государства, так и для граждан) из своей истории. Насколько вьетнамцы, пережившие не меньше войн и революций, тщательнее нас относятся к своей истории, достаточно убедиться, побывав в Хояне – сравнить с теми старинными домами и усадьбами, что есть в Сумах. Весьма постыдная страница в биографии нашего города, если честно.

Архитектура Хояня весьма симпатична, особенно центральной, историческо-туристической его части: все дома в одном стиле и одном – желтом – цвете с легкими оттенками. Здесь очень долго жили дружные общины купцов из китайских Шанхая и Гуанчжоу, японских и корейских городов – когда-то море доходило до Хояна, и он был крупнейшим торговым портом на побережье. Но время и природа не пощадили древнюю столицу – море ушло в сторону, а вместе с ним ушло и процветание. Сегодня благодаря наплыву туристов оно возвращается. Четкая планировка улиц, единый стандарт архитектуры, прекрасная инфраструктура для туризма, хорошие возможности для заработка горожан. А еще – несколько активно работающих программ ЮНЕСКО: Хоян входит в мировое историческое наследие. Впрочем, во Вьетнаме, кажется, легче перечислить те достопримечательности, которые туда не входят. Молодцы, хорошо работает правительство в этом направлении, привлекая международные гранты, ничего не скажешь. Словом, на город приятно посмотреть, в нем приятно находиться и ощущать эту непрерывную, несмотря на власти и войны, связующую историческую ниточку. Чего только стоит факт, что в каждый 14 день месяца по лунному календарю здесь не пользуются электричеством, не ездят на мопедах (да!) – словом, отвергают все блага цивилизации ради поддержания традиций. Само собою, во многом это трюк для туристов, но согласитесь, очень красивый трюк.

А еще в Хояне за один день можно сшить костюм не хуже, чем у Джеймса Бонда – кроят и шьют тут действительно на каждом углу, и делают это, судя по готовой продукции, великолепно. Собственно, внутри практически каждого не только магазина одежды, но и обувного – своя мастерская. На витрине стоят уже готовые изделия различных фасонов, и стоит только подойти, как вам предложат выбрать кожу, из которой уже завтра сделают ботинки любой модели. Справедливости ради нужно сказать, что демисезонная и уж тем более зимняя обувь – не самая сильная сторона вьетнамских сапожников. Тем не менее, у них просто золотые руки (как еще говорят, рукастые), недаром в Харькове живут и шьют целые колонии вьетнамцев.

Во второй половине дня мы взяли напрокат велосипеды и покатили на побережье Южновьетнамского моря. Недалеко: около 5 км. Отлично искупались и возвращались в хорошем настроении, пока у одного из велосипедов не пробилось колесо. Тяжело, однако, ехать в горку на спущенной шине, друзья… Вечер мы провели в неспешных прогулках и рассматривании огней, мостов и соломенных тапочек. Кстати, Японский мост, весьма невзрачный днем, вечером выглядит просто восхитительно. Надо сказать, что для начала сезона в Хояне уже очень много людей, преимущественно европейцев и американцев (русскоязычная публика предпочитает Начанг, но об этом дальше), атмосфера здесь очень приятная.

Чего не скажешь о нашей комнате – несмотря на включенный вентилятор, было очень жарко, в коридорах визжали девки – словом, не спалось, и если бы не новая привычка – пить вечером пиво, то релакс можно было бы назвать неполным.

Рано утром мы запаковали рюкзаки и снесли их вниз, взяв с собою только самое необходимое – вечерним слиппером собирались отправиться в Начанг. А пока нам предстояло освоить скутеры. И если Саша – мотоциклист с двадцатилетним стажем, то Женя последний раз катался на каком-то дрынчике лет в шестнадцать. И вот теперь нам предстояло ехать за 30 км по трассе, что, в общем-то, не вызывало особых волнений, а потом колесить по Данангу, весьма большому городу, в поисках музея Тямской скульптуры, имея на руках только весьма приблизительную карту в путеводителе.

Если с выбором велосипеда, как правило, нет никаких проблем, то скутер – техника посерьезнее. Особенно когда не знаешь, с какой стороны к ней подходить. У первых двух выбранных нами скутеров сели аккумуляторы, и они не завелись, следующие два завелись, но оказались очень прожорливыми на бензин, расход которого был весьма далек от заявленного производителем и прокатчиком. К тому же стоит быть весьма внимательным к количеству бензина в баке, показателям на счетчике нет основания доверять, обязательно стоит снять крышку и заглянуть в бак. Словом, выбирать скутер или мопед, на котором вам предстоит передвигаться целый день, следует весьма тщательно, и желательно, чтобы вы были готовы к этой процедуре не только чисто теоретически. В итоге один наш скутер оказался все равно не очень исправным и тарахтел, как консервная банка, когда скорость поднималась за 45 км/ч. Не то чтобы хотелось ехать быстрее, но когда ты едешь на скутере, да еще арендованном, да еще в чужой стране и первый раз, – это немного волнительно, согласитесь. Тем более, вчера – колесо в велосипеде, сегодня в движке у скутера что-то тарахтит…

Бензин тут народ продает прямо у дворов из такой штуки, похожей на медицинскую капельницу, цвет у жидкости очень подозрительный, стоимость за 1 л – практически 1 евро, т.е. для туристов не дешево весьма. Но в целом весь это день был просто великолепен! Но об этом – в следующий раз.