Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

И возвращается ветер

869

Фото из старого альбома позволило предкам известного архитектора Шольца найти сумские корни и узнать о работе предков

Инна Стасова

Архитекторы Карл и Густав Шольцы известны тем, что по заказу семьи Харитоненко построили на Сумщине ряд великолепных зданий, самое известное из которых – Троицкий собор – жемчужина архитектуры, уникальный памятник национального значения. Когда начиналось строительство Троицкого собора, Густаву было около 70-ти. Заканчивал его работу уже Карл. Это была его дипломная работа.
Фото на память
Потомки зодчих, построивших архитектурные шедевры, 27 июня посетили наш город. Внук и правнук архитекторов Шольцев до недавнего времени даже не подозревали, кем были их предки.
«Началось все с того, что я знакомился с генеалогией рода и обнаружил в фотоальбоме прабабушки, которому 100 лет, несколько фотографий Шольцев с надписью: «Моей дорогой сестре Анюте». Ничего не знал, но постепенно обнаружил, откуда родом и почему все замалчивалось… Верю, что справедливость будет восстановлена и эти имена запомнятся потомкам», – рассказал киевлянин Александр КРАКОВСКИЙ.
Он и нашел в Казахстане родственников. Внук Густава Шольца Владимир был крайне взволнован: «Мне сложно говорить, потому что практически еще месяц тому назад ничего не знал о судьбе предков. После ареста деда Густава Карловича в 1938 г. и расстрела в 1939-м у бабушки остались несколько фотографий, разорванных пополам, – одни головы, чтобы не было видно.. Как правило, на эту тему старались не разговаривать и особенно не распространялись. В 1941 г. семью отца и бабушку Виталию ЛЕНСКУЮ (она из этих краев) выслали в Казахстан, в голодную степь. Отец по профессии – строитель. У нас династия строителей. Я строитель, мой сын строитель, внук и дочь – строители. Архитекторов среди нас, к сожалению, нет».
По его словам, Александр с помощью Интернета разыскал в Казахстане его племянницу, а потом она и устроила встречу родственников.
Время пришло
Густав Шольц, по мнению специалистов, практически был первым главным архитектором города. Он принимал участие в проектировании и строительстве уездной земской управы (конец XIX в.), Государственного банка (начало ХХ в.), Окружного суда (1914), реконструкции усадебного комплекса в Басах (конец XIX в., бывшая усадьба помещицы М. П. Штеричевой, спроектированной А. А. Палицыным в конце XVIII в.) и т.д. Нынешний главный архитектор города Владимир БЫКОВ хочет, чтобы его портрет был первым среди изображений главных архитекторов города, расположенных в городском управлении архитектуры.
Место, где было семейное захоронение Шольцев, сейчас полуразрушено. Сохранились основания памятников, а также громадная каменная глыба из того же гранита, что и ступеньки Троицкого собора, на которой большими буквами на немецком языке написано «Шарлотта Эрнестина Шольц в девичестве Эккерт». По данным историков, Эрнестина Константиновна Эккерт (1852-1912) была замужем за известным архитектором Карлом Густавом Шольцем. Рядом есть еще одна аналогичная глыба. Краеведы предполагают, что это мог быть надгробный камень на могиле Карла Шольца. Камень перевернут, и надписей на нем не видно. Это захоронение уцелело только потому, что такие тяжелые памятники сложно убрать с тесного пространства: историки предполагают, что традиционный для таких захоронений крест был вывезен, а вот эти надгробные камни просто не смогли поднять, а лишь опрокинули.
Архитектор считает, что Центральному городскому, или Петропавловскому, кладбищу необходимо получить статус памятника. Если не всему кладбищу, то во всяком случае его центральной части, где находятся скульптуры Антокольского, Микешина и Круази. Изменение статуса позволит выделять бюджетные средства на ремонт и сохранение памятников.

Дворцово-парковый комплекс «Усадьба Тарновских», с.Качановка
Это один из наиболее ярких примеров усадебной архитектуры. Расположена усадьба на юго-востоке Черниговщины в Ичнянском районе, на берегах р. Смош. Усадьба была основана российским полководцем графом Румянцевым-Задунайским (1725—1796 гг.) как одна из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии (тогдашнее наименование Украины в империи).
В 1824 г. владельцем имения стал Григорий Степанович Тарновский. Семье Тарновских усадьба Качановка принадлежала до 1897 г. Угроза разорения и желание поправить своё материальное положение вынудили Тарновских продать усадьбу Павлу Харитоненко, миллионеру-сахарозаводчику. Она попала в хорошие руки, была бережно достроена, сюда подвели электричество и телефон. Достройки времён Харитоненко не исказили классицистический характер дома-дворца.
В 1914—1918 гг. усадьба была владением старшей дочери Харитоненко — Елены и её мужа — Михаила Олив.
В 1918 г. усадьбу отобрали и национализировали. С 1925 по 1933 гг. здесь размещалась детская колония. В годы войны был госпиталь, потом — туберкулёзный санаторий. Государственным историко-культурным заповедником усадьба и парк стали с 24 ноября 1981 г.
Владимир Быков рассказал, что в реставрации усадьбы принимали участие архитекторы Шольцы. В Качановке сохранился договор архитектора с Харитоненко. Зарплата архитектора составляла 2000 рублей в месяц, а его проектная работа купола была оценена в 200 тыс. рублей.
«Харитоненко праздновал здесь свадьбу своей дочери. Дорога от телеги до дома была усыпана сахаром, по которому и шла невеста», – рассказал Владимир Быков.

Троицкий собор
Строился в 1902-1914 гг. Полному завершению художественно-оформительских работ в интерьере собора помешали революционные события 1917 г.
Торжественная закладка Троицкого собора была приурочена ко дню рождения российского императора Николая ІІ 6 мая 1901 г. Строительство велось на средства Павла Харитоненко. Образцом для проектирования стали питерские соборы – Исаакиевский (архитектор А.Монферран) и Троицкий (архитектор В.Стасов). Автор проекта – архитектор Густав Шольц (по другим данным, был приглашен Харитоненко для инженерного надзора за строительством собора).
На строительство Троицкого собора Павел Харитоненко потратил примерно полмиллиона рублей. В 1905 г. работы были приостановлены, так как Харитоненко оказался на грани банкротства в связи с общим экономическим кризисом в России. Однако вскоре положение улучшилось, и Харитоненко смог продолжить строительство.
В оформлении интерьера собора принимали участие известные столичные мастера. Михаил Нестеров написал специально для иконостаса Троицкого собора шесть образов – Христос, Богоматерь, Троица, Николай, архангелы Гавриил и Михаил. Художник работал над ними в течение 1913-1914 гг. Они принадлежат к лучшему, что было сделано Нестеровым в области церковной живописи. Эти шесть образов исчезли из Троицкого собора еще в 20-е годы ХХ века.
Есть здесь и 16 полотен московского художника Нивинского, выполненных на холстах и в нишах под окнами и на парусах. В 1914-1915 гг. над витражем «Троица» работал петербургский художник К.Петров-Водкин. Величественный мраморный иконостас погиб во время войны, когда его транспортировали на корабле из Италии.
Архитектор Щусев разработал проект мозаичного пола и церковной ограды, детали интерьера, эскизы колоколов. На колокольню подняты 12 колоколов московского и ростовского заводов братьев Самгиных. Собор был освящен в 1914 г. В 1977-1989 гг. он был приспособлен под зал камерной и органной музыки. И только в 2007 г. орган перенесли в областную филармонию, а храм вернули религиозной громаде.