Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Где собака зарыта: почему и как 2 млн грн на ремонт внутриквартальных дорог Сум достались киевской фирме без тендера

687

Внутриквартальные дороги в большинстве микрорайонов нашего города находятся в ужасном состоянии. Городские власти эту проблему в основном игнорируют – у них другие приоритеты. Но даже когда средства на это находятся, их распределение происходит в «закрытом режиме», а результаты «освоения» не впечатляют.

Взять и поделить

На ремонт внутриквартальных дорог г. Сумы из местного и государственного бюджетов за 2010-2012 гг. было выделено 4,8 млн грн. Однако в 2011 г. городской бюджет Сум получил из госбюджета 6 млн грн. на капитальный ремонт жилищного фонда города. Распорядителем средств стало управление жилищной политики, коммунального хозяйства и благоустройства горсовета (далее – УЖКХ), возглавляемое ближайшим соратником мэра Геннадия МИНАЕВА, руководителем фракции партии «Рідне місто» Ярославом КУЦЕМ. Из этой суммы на ремонт многострадальных внутриквартальных дорог было 2 млн 187 тыс грн. Согласно действовавшему на том момент законодательству о государственных закупках, объемы работ на сумму более 300 тыс грн требуют проведения тендера, на котором не менее двух участников должны предложить наиболее выгодные условия для города. Но… чиновник Ярослав Куц решил тендер не проводить, найдя для этого вроде бы законные обоснования. Ссылаясь на ст. 4 Закона «О регулировании градостроительной деятельности», ст. 24 и 26 Закона «О госзакупках» и разъяснения Минэкономики, управление разбило фронт предстоящих работ по ремонту внутриквартальных дорог на ул. Ахтырской, Набережной р. Стрелки, Ильинской, Римского-Корсакова, 40 лет Октября, Супруна, Парижской коммуны, Харьковской и пр. Курскому на 32 участка. Очевидно, что при разделе общей суммы работ на это количество участков сумма работ по каждому из них получалась меньше заветной черты в 300 тыс грн. Таким образом, необходимость в проведении тендера отпадала. «Как правило, подобный подход используется для того, чтобы избежать процедуры конкурентной закупки у многих участников, и отдать работы «своим» структурам», – говорит Олег ОЧКАЛОВ, эксперт общественной организации Бюро анализа политики».

О счастливчики!

Как известно, горсовету принадлежит коммунальное предприятие «Дорремстрой», регулярно побеждающее в тендерах на ремонт дорог в Сумах. Его директор Александр ВЕГЕРА состоит в оппозиционной к нынешним властям фракции ВО «Батьківщина», но на самом деле очень близок к команде мэра. Поэтому логичным бы выглядело то, что аппетитный кусок пирога по ремонту внутриквартальных дорог, да еще без тендера, достанется именно КП «Дорремстрой». Но не тут-то было! Управление ЖКХ определило исполнителем работ на всех вроде бы отдельных участках… киевскую фирму ООО «Укр-Асфальтбуд», заключив с ней 30 мая 2011 г. 32 отдельных договора на ремонт отдельных участков внутриквартальных дорог. Стоимость работ по каждому договору была разной – от 22 тыс до 230 тыс грн. Кто же эти столичные счастливчики, получившие солидный заказ?

Судя по данным из Государственного реестра, фирма была основана 14 октября 2010 г., т. е. за семь месяцев до начала предполагаемых работ в Сумах. Зарегистрирована она в квартире одного из домов Дарницкого района столицы. Сайта у фирмы нет, минимальная информация о ней в виде рабочего телефона присутствует только в каталогах коммерческих сайтов. Уставный капитал фирмы распределен в равных долях между братьями Власенко, один из них – Александр ВЛАСЕНКО – является директором. Каким образом начальник управления ЖКХ Ярослав Куц нашел эту фирму и почему отдал ей предпочтение, остается большой тайной. «Не вижу темы для общения, здесь нечего комментировать», – безапелляционно заявил Ярослав Куц журналисту «r» на просьбу прокомментировать ситуацию. Директор ООО «Укр-Асфальтбуд» Александр Власенко также отказался отвечать на этот вопрос. Личное знакомство с Ярославом Куцем до начала работ в Сумах он отрицает. Но, вероятно, дороги руководителей где-то пересеклись. Все работы в Сумах ООО «Укр-Асфальтбуд», по словам Александра Власенко, проводило на арендованной технике и с привлечением рабочих из столицы (!?). Таким образом, не только деньги сумских налогоплательщиков, но и все налоги, уплаченные фирмой, ушли в киевский бюджет.

Кстати, изготовление технической документации для ремонта на сумму 45 тыс. управление ЖКХ без тендера же передало ТПМАП «СпецТехПроект».

Все для своих

Любопытно, что распределение управлением ЖКХ средств на ремонт внутриквартальных дорог без тендера – не исключение, а правило. Такие работы за средства городского бюджета проводились как в 2010 г., так и в 2012 г. При этом за два года средства на ремонт в сумме 2,7 млн грн. были освоены такими фирмами, как ПМК-45, ООО «Техкомресурсы», ПРБП «Рембуд», ООО «Шаимстрой», а также ФЛП А. Собаев и ФЛП В. Гура. Практически все вышеназванные хозсубъекты «чужими» для руководства Сум не являются. Фирма ПМК-45 долгое время принадлежала депутату горсовета от Партии регионов Виталию ЖИЛЕНКО.

Предприятие ООО «Техкомресурсы», юридическим адресом которого является квартира в одном из домов по ул. Воеводина в Сумах, также не чуждо г-ну Жиленко. По информации сайта «Наші гроші» со ссылкой на «Вестник госзакупок», именно он и его помощники Юрий ЖИЛЕНКО и Игорь БУКАТА были соучредителями фирмы. Впоследствии она была перерегистрирована на двух сумчанок. Только за 2012 г. фирма «Техкомресурсы» получила заказов по «дорожным» тендерам на 33,81 млн грн.

ПРБП «Рембуд» возглавляет регионал Валентин КОСТЮК, этой же фирме в 2011 г. горсовет передал на обслуживание несколько сот лифтов в домах коммунальной собственности. ООО «Шаимстрой» в 2011-2012 гг. являлось одним из основных подрядчиков КП «Сумыжилье», а в 2013 г. выиграло тендер на проведение реконструкции системы освещения в Сумах.

Кстати, все вышесказанное еще раз подчеркивает значимость контракта, полученного в 2011 г. столичной фирмой: его стоимость лишь на 400 тыс грн меньше, чем стоимость контрактов сразу семи (!) сумских предприятий

Признать неправомерными

Ремонтом внутриквартальных дорог в Сумах в 2011 г. заинтересовалось территориальное управление Антимонопольного комитета (АМК) в Сумской области. В управлении АМК посчитали, что действия г-на Куца и подведомственного ему управления в части «уклонения» от проведения тендера незаконны, поскольку чиновники горсовета нарушили ч.1 ст. 15 Закона «О защите экономической конкуренции», не дав возможности другим участникам рынка поучаствовать в конкурентных закупках на проведение этих работ. Админколлегия теруправления (ТУ) АМК 30 октября 2012 г. приняла соответствующее решение. «Управление ЖКХ не имело законных оснований делить фронт работ на отдельные участки», – утверждает начальник ТУ АМК в Сумской области Евгений КАСЬЯН. Дело в том, что распределять весь объем работ по ремонту внутриквартальных дорог можно было, только если бы они являлись неотъемлемой частью придомовой территории того или иного дома с четко определенными границами. Теруправление запросило соответствующие документы и госакты на землю у нескольких управлений горсовета, но ответа так и не получило. И немудрено – даже сумские объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) годами не могут добиться от городских властей четкого закрепления границ придомовых территорий, а что уж говорить о «простых» домах? Таким образом, по мнению теруправления АМК, никаких оснований делить объем работ на 32 участка управление ЖКХ горсовета не имело. Действовавший в 2011 г. Генеральный план города также не предусматривал разделения города на кварталы и микрорайоны, а лишь на два района – Заречный и Ковпаковский. «Таким образом, управление ЖКХ имело основания распределить средства на ремонт внутриквартальных дорог в 2011 г. на две части, но и в этом случае должны были состоятся тендеры», – уверен Евгений Касьян.

Однако управление ЖКХ с такими оценками не согласилось и подало судебный иск с требованием признать решение коллегии ТУ АМК от 30.10 2012 г. недействительным. Хозсуд Сумской области 11 апреля 2013 г. удовлетворил иск полностью. Теруправление АМК оспорило его выводы в Харьковском апелляционном хозяйственном суде, который, проведя детальный анализ, очень четко и подробно выписал результативную часть, и 19 июня 2013 г. отменил решение Хозсуда Сумской области. И тут УЖКХ обратилось с кассацией в Высший хозсуд Украины, что само по себе происходит очень редко. И неудивительно – за нарушение законодательства о тендерных закупках может настать уголовная ответственность, если, конечно, правоохранительные органы обратят на это внимание. Но на данный момент решение Харьковского суда является окончательным, т.е. действия управления ЖКХ по отказу от тендера на ремонт внутриквартальных дорог в 2011 г. признаны неправомерными.

Пойди найди

Конечно, нас заинтересовал вопрос, во дворах каких домов вышеперечисленных улиц выполнялись эти работы. Мы направили соответствующий запрос в нынешнее управление инфраструктуры, которым теперь руководит Ярослав КУЦ. Согласно положению об управлении, после реорганизации управлений горсовета в 2013 г. правопреемником старого управления ЖКХ являются именно управление инфраструктуры и отдел ЖКХ. Парадокс, но ответ от управления инфраструктуры гласил: «…будь-яка інформація з цих питань в управлінні не створювалася та у володінні відсутня». Т.е. получается, что управление инфраструктуры (ЖКХ) судилось и судится с ТУ АМК в Сумской области, используя несуществующие документы… Ответ из отдела ЖКХ также оказался негативным. Очевидно, что для г-на Куца, распределившего самопроизвольно более 2 млн грн, эта тема является крайне больной и опасной, отсюда и нервы, и нежелание общаться с прессой, и с риском попасть под административную ответственность игнорирование запросов.

Тогда мы обратились к депутатам-мажоритарщикам горсовета: кто, как не они, знают, какие и когда работы проводились у них на округе. Несколько депутатов, чьи округа захватывают дома по ул. Харьковской и Парижской коммуны, заявили, что никакие работы не проводились вообще. Следы работы «Укр-Асфальтбуда» во дворах домов по ул. Ильинской, 12/1 и 12/2 отыскались благодаря депутату Татьяне ГОНЧАРЕНКО. Они не впечатляют – асфальт переукладывался только на проезжей части, бордюры и тротуары оказались нетронутыми. За два года на отремонтированной дороге уже появились ямы. Как говорится, для тех, кто понимает, все ясно.