Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Барьер тишины

288

Воспитанники Косовщинской школы-интерната для слабослышащих вынуждены учиться тому, что обычные люди умеют с рождения: слышать звуки и разговаривать

Татьяна Репина

Человеку, который ни разу не сталкивался с проблемами нарушения слуха, невозможно представить, какие сложности преодолевают те, кто его лишен. Влиться в общество, а уж тем более в бескомпромиссный детский коллектив с таким недостатком очень непросто. В Косовщинской школе-интернате для слабослышащих таким детям дарят надежду на нормальное будущее, на то, что во взрослой жизни их ожидают самые обыденные вещи: работа, дом, семья, хобби.
Директор школы-интерната Юрий ШЕВЧЕНКО рассказывает, что это учебное заведение было основано в 1989 г. Инициативные родители подыскали подходящее помещение бывшей Косовщинской школы, и сегодня здесь живут, обучаются и развивают свои таланты 77 учеников.
Чуткие, внимательные педагоги-профессионалы учат детей понимать окружающий мир. Учителя-дефектологи при помощи слуховых аппаратов, используя остаточный слух детей, «ставят звуки», учат их говорить и понимать окружающих. Благодаря этим усилиям дети начинают слышать музыку, петь, танцевать.

Учимся слушать и разговаривать
Воспитанники изучают программу общеобразовательной школы с первого по девятый класс. При этом занятия растянуты по времени, потому что такие дети не могут усвоить материал в отведенный срок. В классе одновременно находятся не больше девяти детей, парты расположены полукругом. Те, у кого слух похуже, считывают информацию с губ; те, у кого есть хорошие слуховые аппараты и остатки слуха, пытаются прислушиваться к речи учителя. Многим кажется, что очки — это гарантия избавления от любых недостатков зрения, а слуховой аппарат, соответственно, возвращает ребенка в мир звуков. На самом деле даже с помощью самого современного аппарата невозможно услышать ни шума ветра, ни пение птиц.
В классах все предметы подписаны. На стенах развешено множество ярких табличек, картинок. У окна на стенде – зимние слова: снег, мороз.
Для первоклашек есть специальные компьютерные программы, которые учат их разговаривать. Когда ребенок правильно произносит звук, подпрыгивает котенок или кивает собачка. Как же малыш радуется своему достижению! Дети также учатся различать звуки, которые мы иногда даже не замечаем. Например, звук льющейся из крана воды. Ребенок мышкой нажимает на предмет, который по его мнению издает этот звук. Если указал верно, на мониторе появляется слово, которое нужно прочесть вслух и запомнить.

«Просто мы — такие детки»
Тринадцатилетняя Ксюша носит слуховой аппарат, поэтому мои вопросы она с трудом, но слышит. С застенчивой улыбкой девочка охотно рассказывает, что любит рисовать, танцевать и петь, а из школьных предметов ей больше всего нравится украинская литература. А еще она с большим удовольствием слушает популярную группу «Ранетки», а по телевизору смотрит мультики и новости. Между собой дети общаются с помощью обычной речи или жестов. Если один ребенок слышит плохо, а другой не слышит вообще, органом речи становятся именно руки. Слабослышащий ребенок быстрее начнет общаться жестами, чем пытаться разговаривать. Один раз увидев скрещенные руки, он навсегда запомнит, что это означает «самолет», а на то, чтобы правильно произнести это слово, могут потребоваться месяцы.

Мастера на все руки и спортсмены
Если дети обделены слухом, то во всех остальных сферах имеют неплохие способности. Руками они творят чудеса. Картины, украшающие стены интерната, написаны учащимися, но похожи на полотна профессиональных мастеров. Здесь есть свой ансамбль струнных народных инструментов. Ребята играют на мандолинах, балалайках и домбрах слаженно и гармонично, несмотря на то, что совершенно не слышат звуков инструментов. На втором этаже школы есть уголок, где расположился целый музей детского творчества: вышивки, картины, резные деревянные изделия.
Директор школы Юрий ШЕВЧЕНКО убежден, что психологическую реабилитацию детей можно проводить посредством занятий спортом, поскольку доказано, что дети с недостатками слуха могут выигрывать у здоровых соперников. В 2011 г. девочки заняли первое место на спартакиаде «Поверь в себя». Трое выпускников школы – члены сборной Украины по лыжным гонкам. А Сергей ГРИЦЕНКО — мастер спорта Украины, участник зимних Дефлимпийских игр в г. Солт-Лейк-Сити, на которых занял пятое и девятое места в индивидуальных гонках.
Трое выпускников 2010 г. получают базовое высшее образование, пятеро учатся в ПТУ, многие поступают в колледжи или хотят стать педагогами, чтобы вернуться в интернат и помогать другим обрести радость, которую дарит мир звуков.